Вызов солнечному свету
«Счастье — трата себя на творение своих рук,
что будет жить и после твоей смерти».
Антуан де Сент Экзюпери, «Цитадель»
В рамках года Россия-Франция-2010 специалисты чебоксарского культурно-выставочного центра «Радуга» подготовили экспозицию картин французских художников-импрессионистов. Здесь были представлены компьютерные копии полотен Клода Моне и Пьера Огюста Ренуара.
В апреле 1874 года Париж впервые узнал импрессионистов. В центре французской столицы семеро молодых людей устроили собственную выставку, которая называлась «Анонимное общество художников, живописцев, скульпторов, граверов и пр.». Официальный художественный салон отвергал их работы, а сами живописцы были настолько бедны, что не имели средств на аренду помещения. Известный фотограф Надар предоставил им для экспозиции свою мастерскую.
Многие картины разительно отличались от признанных в искусстве. Среди прочих здесь была выставлена работа Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» («Impression, soleil levant»). На ней изображен порт Гавра, таинственные очертания которого лишь слегка обозначены взмахами кисти. Лес корабельных мачт, едва уловимые контуры портовых кранов, зыбкий туман, чернеющие лодки, над горизонтом висит багровый шар солнца и отбрасывает алые отблески на воду…
Публика ходила на выставку, чтобы посмеяться. Газетные и журнальные статьи пестрели колкими высказываниями: «Чрезвычайно комическая выставка!», «Сумасбродство!», «Страшная мазня!». Критик Луи Леруа в своем высмеивающем экспозицию обзоре зацепился за название картины Моне и назвал художников «впечатленщиками». Статья в газете «Le Charivari» так и называлась – «Выставка впечатленщиков» (impression в переводе с французского — «впечатление»). Тогда слово «импрессионисты» звучало довольно уморительно. Но молодым живописцам этот термин понравился, и вскоре он стал официальным названием их группы.
Понадобилось несколько десятилетий, прежде чем мир смог понять и принять жизнерадостное и светлое искусство импрессионистов. Свет был героем их картин. Своими работами художники пытались открыть людям глаза на красоту окружающего мира, доводили до предельной тонкости восприятие света, воздуха и цвета. Они сняли различие между этюдом и картиной, начиная и заканчивая работу на свежем воздухе. Импрессионисты стали использовать совершенно новую технику письма. Краски накладывались на полотно в виде отдельных мазков, а не смешивались на мольберте, как это было принято. Поэтому такие полотна лучше рассматривать с небольшого расстояния, чтобы составить о них целостное представление.
Мир глазами Моне
«Отец» импрессионизма Клод Моне старался передать на своих полотнах красоту природы, ощущение единого дыхания жизни, пронизывающего небо и землю, растения и фигуры людей. Он был первым, кто предпочел рисовать картины только на открытом воздухе в любую погоду и во все времена года. Моне подчеркивал: «Я пытался сделать невозможное — нарисовать сам свет».
Художник применял самые разнообразные способы наложения мазков и специально подбирал их так, чтобы они наилучшим образом соответствовали текстуре полотна. Он использовал пестрые, разнообразные краски, чтобы передать на холсте рябь на воде, изобразить клубы дыма или пар.
Моне увлекала работа сериями, когда рядом устанавливались несколько мольбертов и на полотнах писался один и тот же сюжет в разное время суток, при меняющемся солнечном свете. Ги де Мопассан писал: «Художник брался то за одно, то за другое из полотен, сообразно состоянию неба. И, сидя перед изображаемым пейзажем, он выжидал, подстерегая солнечный свет и тени, схватывал несколькими ударами кисти блеснувший луч, плывущее облако и, презирая ложь и условность, быстро наносил их на полотно. Я видел, как он схватил таким образом сверкающий водопад света, брызнувший на белую скалу, и закрепил его с помощью потока желтоватых тонов, — они странным образом передали, во всей его разительности и мимолетности, впечатление от этой неуловимой и ослепительной вспышки света. В другой раз он набрал полные пригоршни ливня, пронесшегося над морем, и бросил его на полотно. Он написал именно дождь, только дождь, затянувший своей пеленой волны, утесы и небо, — их едва можно было различить за этим потоком…»
На выставке в центре «Радуга» экспонировались произведения одной из самых знаменитых серий Клода Моне «Руанский собор» (всего насчитывается 50 вариантов).
Каждая картина передает игру света и теней: раннее утро, когда солнце ласково пробивается сквозь туман, обволакивающий шпили собора, и полдень, когда весь фасад утопает в солнечном свете. Известно, что эти полотна потрясли художника-импрессиониста Камиля Писсарро: «Соборы Моне были затуманенными, что придавало им известное таинственное очарование».
Одно из лучших полотен Моне — «Бульвар Капуцинок в Париже». Картина писалась из окна мастерской все того же фотографа Надара. Взгляду открывается уходящая по диагонали перспектива бульвара, поток экипажей и неразличимое мелькание лиц пестрой толпы. Художнику удалось передать мгновенное, чисто зрительское восприятие суетной жизни парижского бульвара. Кажется, что сам воздух на картине вибрирует. Журналист Эрнест Шено по поводу этой картины потом написал: «Никогда еще оживление на улице, этот муравейник людей на асфальте, экипажи на дороге, шелест деревьев, полных пыли и света, никогда еще неуловимость, быстротечность, мгновенность движения не были так верно переданы, как на необыкновенной картине «Бульвар Капуцинок».
«Впечатления» Ренуара
Выставка в «Радуге» познакомила посетителей и со знаменитыми полотнами соратника Клода Моне — художника Пьера Огюста Ренуара. Здесь были представлены натюрморты, пейзажи и портреты. Именно благодаря портретам живописец сделался знаменитым. Он любил рисовать детей и женщин. В них Ренуар остро чувствовал цветение молодости и красоту жизни.
Успех к художнику принесла его ставшая знаменитой «Мулен де ла Галет» — ликующая, пронизанная солнечным светом, любовью и беззаботным весельем. Чувствуется по картине, как Ренуар всем сердцем воспринимал этот искрящийся молодостью и красотой праздник танцевального зала, где отдыхали такие же, как и он сам, еще малоизвестные публике художники, журналисты, артисты. Ренуар постарался воплотить чувственную полноту и радость бытия. Недаром его называют живописцем счастья.
«Портрет актрисы Жанны Самари» завораживает жизнерадостностью колорита, искристой игрой, создаваемой мазками розового цвета. Холодное мерцание голубовато-зеленого платья изысканно сочетается с рыжевато-каштановым цветом волос, внимательно, с чуть заметной лукавинкой смотрят на зрителя сияющие темно-синие глаза молодой женщины. В этом портрете Ренуар пошел на поразительные контрасты и такую свободу нанесения красок на холст, которые, бесспорно, шокировали или повергали в яростное негодование публику, воспитанную на академической манере письма. Трудно представить, чтобы в то время кто-нибудь осмелился писать портрет, используя в качестве основных активные розовые и зеленые краски. Ренуар беззаботно сопоставляет их, наносит на холст мелкими, разделенными мазками.
В картинах Ренуара много солнца, света, они исполнены дыханием жизни: воды струятся и сверкают бликами, деревья трепещут на ветру, солнечные зайчики скользят по лицам, одежде, траве; свободный мазок усиливает впечатление особой одухотворенности, изменчивости мира. Сам художник так определял свое творчество: «Для меня картина должна быть всегда приятной, радостной и красивой, да – красивой! В жизни достаточно скучных вещей, не будем фабриковать еще новых. Я знаю, трудно добиться признания того, что живопись может быть очень большой живописью, оставаясь радостной…»
© «TOP STYLE», 8/2010