Три ноты аромата
«Глаза слепы. Искать надо сердцем».
Антуан де Сент Экзюпери, «Маленький принц»
Во все времена Франция ассоциировалась с модой, красотой, стилем. Несмотря на то, что парфюмерное искусство уходит своими корнями в глубокую древность, именно эту страну можно считать родиной ароматов.
История появления французских духов берет начало в XI веке. Тогда крестоносцы привезли из Иерусалима на юг Франции жасмин и розы. К XV веку Грасc и Париж стали всемирно известными парфюмерными центрами. В это время этикет французского королевского двора предписывал всем придворным пользоваться косметикой, ароматическими маслами и духами. Спустя столетие объединились две профессии — перчаточника и парфюмера, так как в моду вошли ароматизированные женские перчатки. Эта новинка произвела в высшем обществе настоящий фурор, поскольку дамам не нравился запах кожи.
В 1709 году француз Жан-Мари Фарина поселился в Кельне и завел парфюмерную лавочку, где впервые появилась душистая вода. В честь города ее назвали «Кельнской». Когда в 1766 году Фарина умер, сыновья развернули целую парфюмерную фабрику. Они готовили воду на виноградном спирте высшего качества, который завозили из Италии. За долгие годы выдерживания в кедровых бочках частицы спирта пропитывались эфирными маслами, что давало неповторимый букет. Однако вода из Кельна так бы и осталась неизвестной миру, если бы Наполеон не повелел доставлять ее из Германии. Во Францию она была завезена во второй половине XVIII века и с тех пор стала распространяться под французским названием о-де-колон. Именно Наполеон создал в 1804 году первую парфюмерно-косметическую фирму. Император был очень чувствителен к запахам, одеколоном ополаскивался каждый день с головы до ног и везде, где бы ни был, приказывал жечь таблетки с любимым ароматом черной смородины. В ссылке на острове Святой Елены, когда закончился одеколон, император придумал собственный рецепт аромата с добавлением бергамота и назвал его «туалетной водой». С тех пор этот термин стал официальным.
В 1828 году Пьер Франсуа Паскаль Герлен открыл первую парфюмерную лавку на улице Риволи в Париже. Династия Герленов (парфюмеров в пяти поколениях) создала многие знаменитые ароматы. Жан Герлен (Guerlain), Франсуа Коти (Coty) и Эрнест Дальтроф (Caron) – «отцы» современной парфюмерии — выдвинули несколько основополагающих теорий в науке создания запахов. В середине прошлого века стали создаваться крупные парфюмерные компании.
Парфюмерная индустрия во Франции, никогда не знала упадка. На рынке страны ежегодно появляется как минимум сотня новых ароматов, создание и продвижение которых обходится приблизительно в двадцать миллионов долларов.
Во Франции есть несколько парфюмерных шедевров, которые выдержали проверку временем и до сих пор любимы многими женщинами.
Jicky (Guerlain)
Этот аромат является самым старым из тех, которые выпускаются в наши дни. Он был создан в 1860 году Эмме Герленом. Молодого француза родители отправили на учебу в Англию, но после смерти отца он был вынужден вернуться на родину. На Альбионе осталась его возлюбленная по имени Жики, в честь которой он и создал свои легендарные духи.
Появление «Жики» стало своего рода революцией в парфюмерии. Был создан явно «мужской» аромат (до этого ароматы было не принято делить на мужские и женские) из-за преобладания сильных нот над цветочными, да и флакон прямоугольной формы указывал на это. К тому же духи стали первым произведением современной парфюмерии — в «Жики» впервые были соединены натуральные и синтетические компоненты. Позже аромат стал необычайно популярен среди женщин, что привело к соответствующим изменениям дизайна флакона.
Joy (Jean Patou)
Духи французского кутюрье Жана Пату появились в 1929 году и сразу же стали олицетворением понятия «пир во время чумы».
Пату оссмелился создать самый дорогой в истории аромат с использованием наиболее эксклюзивных и рафинированных субстратов в разгар Великой депрессии – одного из самых тяжелых экономических кризисов прошлого столетия. Духи были завязаны на запахе розы — болгарской и майской, а также жасмина с полей Грасса. Это цветы лучших сортов, несравненного качества, самые дорогие. Для производства всего одной унции экстракта необходимы 10600 цветков жасмина и более 300 роз. Флакон духов был сделан из цельного куска хрусталя — словно драгоценный камень. На тяжелой хрустальной крышке выгравированы инициалы кутюрье, горлышко флакона украшено традиционной золотой тесьмой — символом Высокой парфюмерии. Несмотря на вызывающе дорогую цену и пафос, эти духи в итоге не только пережили кризисные времена, но и стали одной из главных вех парфюмерной истории.
Shalimar (Guerlain)
В начале ХХ века «восточные» духи от династии Герлен «Шалимар» стали настоящим открытием.
«Шалимар» — легенда о любви индийского шаха и его наложницы в садах Шринагара. Это одни из первых духов с типично восточными нотами. В них присутствуют цитрусовые, пышные цветы и сладкие, дурманящие восточные запахи ладана и ванили (жасмин из Грасса, роза, лимон, бергамот, бобы тонка, пахучая смола опопонакс, женственная и сладострастная ваниль, ирис). Изящный флакон из хрусталя Баккара не менялся целых 76 лет, лишь в 2001 году дизайнеры бренда совершили его модернизацию.
Anais Anais (Cacharel)
Этот аромат, созданный в 1978 году, — едва ли главное достижение модного дома Cacharel.
В Европе эти духи входят в пятерку самых продаваемых. Своим названием они обязаны Анаис Нин — американской писательнице, автору непревзойденных по своей откровенности прозаических произведений. С ней дружили Генри Миллер, Гор Видал, Сальвадор Дали, Пабло Неруда. Аромат, нежный как дыхание ангела, состоит из букета белых цветов с доминирующей лилией, с теплыми древесными и жасминовыми нотами сердца. Любимые духи Клаудии Шиффер и Ванессы Мэй.
Chanel № 5 (Chanel)
Шанель№5 были презентованы в 1921 году. Это были первые в мире духи со сложным запахом (до этого смеси различных ароматов в женских духах считались неприличными), которые вскоре стали самыми известными в мире.
Рассказывают, что когда мадемуазель Шанель заказала знаменитому парфюмеру, эмигранту из России Эрнесту Бо духи для своей фирмы, он подготовил несколько композиций в пронумерованных флаконах. Коко Шанель выбрала флакон №5, добавила туда запах ландыша и назвала духи «Chanel № 5». Всю жизнь она считала пятерку счастливым числом, неизменно приносящим удачу. Не случайно свои новые коллекции Коко Шанель всегда показывала именно пятого числа. Так родились духи-легенда. Они были и остаются до сих пор символом элегантной роскоши, даже форма флакона почти не изменилась.
Miss Dior (Dior)
В феврале 1947 года Кристиан Диор показал свою первую коллекцию высокой моды под собственным именем. Это была настоящая революция, «новый стиль. Вместе с коллекцией кутюрье представил и свои первые духи, которые должны были сопровождать новую «мисс» элегантность послевоенного времени.
Эти новые духи были предназначены для юных «мисс» Диор. Именно поэтому аромат был обращен к чувствам и эмоциям, представляя собой веселый коктейль из дерзости и молодости, неожиданного и незабываемого. Классический аккорд духов основывался на свежести гальбанума, гардении и мускатном шалфее, а также бергамоте. «Я создал эти духи для того, чтобы одеть женщин в вуаль из желаний, и увидеть, как из флакона появляются мои платья», — сказал тогда Кристиан Диор.
Настоящий французский парфюм «играет», переливается на коже и должен звучать тремя неповторимыми нотами. Вначале вы будете «слышать» один оттенок аромата (начальная нота), который плавно перетечет в другой (нота сердца) и раскроется третьим самым долгим оттенком (нота основы).
Особенностью французского парфюма можно считать и то, что при соприкосновении с кожей разных людей аромат приобретает неповторимое звучание. Духи должны «оживать» на коже и лишь постепенно раскрывать свой характер. Поэтизация тайны изысканно выражена в рекламе духов актрисой Катрин Денев: «Поведать — но необязательно все и необязательно каждому».
© «TOP STYLE», 8/2010