Русские фантазии на кельтскую тему
«Недолог жизни час.
А вот искусство вечно.
Цена ему подчас
Должна быть бесконечна».
Роберт Льюис Стивенсон
Впечатления, собранные на концерте дуэта «Shannon» в Чебоксарах
Сидишь на этом концерте и думаешь: что, мы, русские, кельты, что ли? Почему так завораживают эти мелодии? Почему так явственно рисуешь картины, которых никогда не видела?
Михаил Желтиков сидит на высоком стуле весь в клубах сценического дыма, и кажется, что он на вершине горы, вокруг него облака, а внизу — красоты Шотландии, в которой я никогда не была и вряд ли когда-нибудь буду: горы в белесой дымке, гладкие, как зеркало, озера, ослепительно зеленые луга. Голос волынки звучит как пение каких-то огромных птиц. Они парят высоко в небе над суетой жизни, созерцают красоту земли и издают эти монотонно-протяжные звуки, которые, как сдержанные краски, рисуют спокойный и уверенный в себе мир…
Денис Кузнецов — виртуоз электрической скрипки — начинает заплетать ритмы, с каждым тактом сдвигая темп, все быстрее, быстрее, быстрее… Кажется, ноги твои торопятся успеть за пальцами Дениса, ты в упоении танца, хотя сидишь в кресле и не двигаешься…
Это невероятное ощущение полного слияния с музыкой, которая не является твоей ни по крови, ни по духу! И только одна тайна мучает тебя — как же так, что мы, кельты, что ли?
Я вспоминаю детство и «Вересковый мед» Стивенсона. «А мне костер не страшен. Пускай со мной умрет Моя святая тайна — мой Вересковый мед!» …И он умер, сначала предав врагам сына… И загрустил король шотландский, увидев эту стойкость… А в небе кружились те же птицы, и неслась та же мелодия. И это точно — было так. В моем детстве, которое проходило в Чувашии, на берегу Волги, а не среди тех гор и озер…
На сцену они выходят в шотландских костюмах. Клетчатые килты сидят на них так органично, что начинаешь сомневаться, стоит ли носить юбки девчонкам — вполне мужская одежда, подчеркивающая широту движений. Вспоминаешь невольно: но ведь посмеивалась иногда над этой национальной одеждой — мужики, и в юбках. А здесь отторжения нет. Есть переживание ТАЛАНТА, которому все к лицу.
Еще учась в Нижегородской консерватории, они увлеклись шотландской культурой. Собрали ансамбль: две скрипки, гитара, аккордеон и волынка. Пока не окончили консерваторию, играли в барах, пабах и подземных переходах. А потом ансамбль разбежался. Денис и Михаил стали дуэтом «Shannon».
Михаил — это человек-оркестр. Шотландскую волынку сменяет ирландская, потом звучит аккордеон, потом он выносит на сцену что-то вроде виолончели с загнутым вокруг его туловища грифом — колесную лиру. На каждом инструменте можно сыграть все, и поэтому Михаил начинает с кельтов, пробирается к русским песням и заканчивает международным «Happy birthday».
Задув свечи на торте под этот экзотический аккомпанемент, публика единодушно строится в ряды поклонников дуэта. В зале — и богемно настроенная молодежь, и восторженные барышни, как и я когда-то, вздыхающие по героизму хранителей верескового меда, и скептики — музыканты, пришедшие выставить оценки за качество и профессионализм исполнения. Но всеми сейчас владеет одинаковый восторг.
Звенит в руках Дениса скрипка, и хотя это не классический Паганини, а древний кельт, вместе со струнами рвется душа, пытаясь справиться с ритмом жизни, в которой так сложно, красиво и безобразно, радостно и трагично все. Он срывает смычок, и зал взрывается. Я вижу: аплодируют все — и профессионалы, которых я знаю, тоже. Значит, и им понравилось.
Карнавал языков и мелодий владеет залом. Они поют на бретонском, шотландском, ирландском…
Что мы, кельты, что ли? Нет, не кельты. И родства нет. И мелодии не родственны. Но вот эта монотонность интонации, как навязчивая душевная боль-тоска, как бесконечный экстаз радости под стопочку крепкого напитка, эта повторяющаяся мелодическая бесконечность есть в любой народной музыке и понятна любому. И душа откликается на нее, как на зов предков. Единственное, что нужно для этого сделать, — придти на концерт и УСЛЫШАТЬ. А дальше пойдет само собой. И если даже ты не кельт — на время им станешь. Потому что музыка перевернет твою душу.
© «TOP STYLE», 10/2011