Канал дю Миди

«Это по-настоящему полезно, потому что красиво».
Антуан де Сент Экзюпери, «Маленький принц»

Канал дю Миди (Южный канал), занесенный в список мирового наследия ЮНЕСКО, существует вот уже более 300 лет. Соединение Атлантического океана со Средиземным морем было давнишней мечтой французских королей. В XVII веке ее осуществил Пьер-Поль Рике.

Старейший в Европе водный путь уникален. 360-километровая сеть судоходных путей включает в себя 328 гидротехнических сооружений. Это шлюзы, акведуки, мосты, тоннели. Построенный в 1694 году, канал открыл путь промышленной революции во Франции. Его создатель Пьер-Поль Рике сумел гармонично объединить сооружения с окружающим ландшафтом, что превратило постройки технического назначения в настоящее произведение искусства. На юге Франции великий канал связывает Тулузу с Агд (южный район страны, провинция Лангедок-Руссильон).

Идея соединения Атлантики и Средиземного моря впервые была высказана еще во времена римского императора Августа (I век до н. э.). С тех пор к ней неоднократно возвращались. Особенно настойчиво об этом заговорили при королях Франциске I (1494—1547) и Генрихе III (1553—1610). Необходимо было обеспечить транспортировку товаров из Атлантики в Средиземное море напрямую, минуя кружной путь протяженностью более 3000 км вокруг Пиренейского полуострова через Гибралтарский пролив. Это позволило бы увеличить обороты торговли и избежать захвата судов пиратами. Кроме того, пролив контролировался испанцами, взимавшими большие таможенные пошлины.

Строительство Канала дю Миди — результат упорства одного человека, который задумал и совершил то, что считалось до того времени недосягаемой мечтой. Пьер-Поль Рике (1609—1680) почти сорок лет прослужил соляным инспектором в провинции Лангедок. Эта должность позволила ему накопить состояние. Рике давно мечтал о постройке канала, потому что это дало бы мощный толчок развитию экономики его родной провинции. Но только в 1662 году, когда служебная карьера инспектора закончилась, он смог сконцентрироваться на этом проекте. К тому времени Рике было 58 лет.

В 1666 году король Людовик XIV подписал указ о государственном финансировании строительства. До этого Рике вкладывал в проект собственные средства, не пожалев даже приданого трех своих дочерей. Полномасштабные работы начались в октябре 1666 года в нескольких местах одновременно. На первом этапе строительства требовалось устроить водохранилище в Черных горах, чтобы создать необходимые запасы воды. Спустя год были начаты работы по сооружению резервуара, тогда самого большого в мире.

В то время на средства Рике уже строилась первая очередь канала Тулуза—Трибе. Сооружение Трибе — Этан началось в июне 1668 года. В ходе строительства третьей очереди был построен морской порт Сет. Сооружение канала шло 12 лет. Пьер-Поль Рике использовал при строительстве отличающиеся друг от друга гидротехнические конструкции, которые можно увидеть и в наши дни.

В одном случае, когда канал уперся в невысокие холмы, Рике не смог преодолеть их с помощью шлюзов. Рыть в обход оказалось слишком дорого. Тогда инженер пробил тоннель под холмами и повел строительство дальше. Этот необычный водный путь, известный как тоннель Мальпа, является уникальным сооружением подобного рода.

В строительство канала Рике вложил не только собственные средства, но и все душевные силы. Двенадцать лет он возглавлял строительные работы. Когда до моря оставалось проложить всего две мили, Рике умер. Строительство канала было завершено уже после смерти его создателя. Благодарные соотечественники поставили Пьеру-Полю Рике в Тулузе памятник.

Движение по каналу было открыто 24 мая 1681 года. Первой по всему маршруту прошла королевская барка. С момента открытия канала дю Миди движение по нему ни разу не прекращалось.

На протяжении 200 лет этот водный путь исправно служил для транспортировки грузов. Однако со второй половины XIX века он начал испытывать возрастающую конкуренцию со стороны железных дорог. Несмотря на модернизацию, канал почти утратил свое значение, хотя перевозка товаров по нему не прекращалась и в следующем столетии. Последние баржи о грузом прошли по нему в 1970-х годах. Сегодня по каналу ходят только прогулочные катера с туристами и малотоннажные частные суда. Из 63 шлюзов 33 приводятся в действие вручную. Это очень тяжелая работа, поэтому время прохода через канал ограничено: с 8 утра до 8 вечера.

© «TOP STYLE», 8/2010

Оставить комментарий