«Какой-то нездешний пейзаж…»
«Мы лишь эмпирически верим в то, что
отраженный в зеркале образ соответствует оригиналу».
Харуки Мураками, «Хроники заводной птицы»
Редко кто из туристов, посещающих Страну восходящего солнца, оставляет без внимания сады камней. Для любого иностранца – это еще одна загадка непостижимой японской культуры.
Те, кто слышит о саде камней впервые, обычно представляют себе море зелени и цветов, в котором утопают необычайной формы и расцветки камни. Приятно прогуляться по такому уголку природы, наслаждаясь красотой и пением птиц, думают они. Опытные же путешественники не станут отправляться в незнакомую страну, хотя бы поверхностно не ознакомившись с обычаями и культурой народа, ее населяющего. Перед поездкой в Японию они уже имеют общее представление о том, что такое сад камней.
Это некое таинственное место, ведущее к просветлению. Некоторые уже ожидают мгновенного прозрения и понимания сути вещей. Вот, мол, побываю я в этом священном месте — и все секреты Вселенной мне откроются. Затем следует ожидание, подогреваемое таинственностью. И когда, наконец, этот долгожданный момент случается, отдельные туристы уходят разочарованными. Ведь тайна так и не понята. Один из путешественников написал:
«Я чувствовал себя виноватым. Я ни черта не видел в этих камнях. У нас в Новгородщине таких камней завались. Каждую весну их выкорчевывают, подкапывают, сволакивают на межи, увозят, а на следующий год вылезают другие. Трактористам от них форменная беда. Камни мешают. От них никакой пользы, ни радости, ни красоты. А тут, в Японии, люди сидят и почтительно взирают на такие же камни, как на какой-то шедевр, словно перед ними «Джоконда» Леонардо. Добро бы на камнях было бы что-нибудь изображено, но они даже никак не отделаны, нетронутое естество природы».
Группки туристов обычно деловито входят в сад. Устраиваются на скамейках и несколько минут в молчании созерцают пейзаж. Затем делают снимки (себя на фоне камней) и спешат к следующей достопримечательности. При этом они ставят в своем сознании галочку о том, что можно будет рассказать менее удачливым соотечественникам, оставшимся на родине, о посещении сада камней. Фотографии прилагаются.
Так что же такое сад камней? Что это за диковинка?
Японский сад камней — действительно одно из самых загадочных явлений. Пожалуй, ни в одной мировой культуре не возникло ничего подобного. Такие сады еще называют «сухими» и «философскими». При большом желании, конечно, можно понять философское назначение таких комплексов, но постичь их суть дано не каждому.
Обычно сады создавались при монастырях и храмах и предназначались для созерцания и медитаций. Пространство как бы искусственно замыкалось. И в нем, как в своеобразном микромире, очень продуманно и даже в некотором смысле изощренно группировались элементы природы — мхи и камни, песок и морская галька.
Основной принцип, который должен соблюдаться при создании такого сада, – это неповторимость всех элементов композиции. Каждая точка зрения должна существенно менять мини-пейзаж. Чаще всего композиция состоит из пятнадцати камней. Кроме того, перед создателями сада ставится сложная задача: его план продумывается так, чтобы одновременно можно было увидеть не все камни, а только четырнадцать. Яркий пример – знаменитый сад Пятнадцати камней монастыря Ргандзи в Киото, созданный в XVI-XVII веках.
Пятнадцать необработанных и неодинаковых по величине камней разбросаны по белому песку. Вдоль одной стороны песчаного прямоугольника протянута деревянная галерея, с трех других он ограничен монастырскими стенами. С любой точки зрения видны только четырнадцать камней. Пятнадцатый всегда скрыт от глаз посетителей. Этот гениально спланированный хаос символизирует своеобразную модель Вселенной, метафору познания. В саду, как во всем подлунном мире, всегда остается что-то непознанное, неизвестное, несосчитанное. Наверное, с помощью таких метафор поклонники дзэн-буддизма оттачивали свою способность открывать неожиданные стороны, казалось, хорошо знакомых явлений.
В путеводителях для туристов поясняется, что площадка сада камней усыпана гравием – это женское начало Инь, торчащие камни – мужское начало Янь. Борозды на гравии, сделанные граблями, — волны стихии, а пятнадцатый камень, который невозможно увидеть, олицетворяет вечную тайну природы…
Итак, главная цель создателя сада – дать насладиться взгляду, насытив его разнообразными художественными впечатлениями. Но это только средство, цель гораздо глубже. Сад – микрокосмос, отражающий Вселенную, он должен помочь посетителю почувствовать законы мировой гармонии. И в этом настоящий сад камней подобен любому другому произведению истинного искусства.
Кажущаяся простота сада обманчива, она покоится на фундаменте иного видения мира. Лидия Громовская в своей книге «Сто первый взгляд на Японию» пишет:
«В ранних сумерках при низких косых лучах солнца неясно белел песок (пожалуй, все-таки, мелкий гравий), над ним в сероватой дымке плавали верхушки камней. Какой-то нездешний пейзаж… Безжизненный и бесцветный, лунный, космический, он притягивал своей необычностью, манил и завораживал…»
Почему же тайны постоянно меняющейся, развивающейся Вселенной олицетворяют камни? Неподвижные, безмолвные. Почему при создании «философского» сада выбор пал именно на них? Что хранят они в себе?
Некоторые ученые считают, что в каждом камне теплится жизнь. Своя собственная. Медленная, длящаяся миллионы лет. Снимки на специальной аппаратуре показали, что необработанные камни имеют свою ауру, постоянно меняющуюся в размерах и цветах. Аура пропадает, если камни подвергаются механической обработке. Иная жизнь на Земле? Бесконечно долгая и многообразная. Что хранят в своей памяти эти исполины? Какую энергию они вобрали в себя и донесли до нас через миллионы лет своей жизни?
Из глубины веков пришли легенды о влиянии камней на судьбу человека. Гороскопы предлагают камни для удачи. Аюрведа подбирает камни для лечения, сопоставляя их с энергией человека.
В виде камня доходят до нас останки деревьев-исполинов и животных, населявших землю миллионы лет назад. Почти все, что сейчас мы воспринимаем как безжизненный камень, когда-то дышало, плавало, ползало, бегало. Полная информация о тех невообразимо далеких временах дошла до нас в камне. Каждый из них единственен и неповторим. Поэтому в любом уголке мира находятся люди, влюбленные в камни. Что думают они, разглядывая твердые неподвижные осколки жизни матери-Земли? Может, этих людей завораживает неповторимый рисунок? Или они уносятся в мыслях в эту загадочную Вселенную камня, где все вроде бы на виду, но что-то невероятно далекое скрыто от нашего понимания. Всегда.
И вот любители — философы камня, не уставая, тянутся в горы, порой посвящая этому всю свою жизнь. Для тех, кто не имеет такой возможности, открываются музеи, где представлены замечательные образцы разнообразных минералов. И интерес к ним не угасает. Например, минералогический музей в Чебоксарах за одиннадцать лет его существования посетили более 140 тысяч человек.
В залах этого учреждения представлены свыше 3500 экспонатов, 1700 разновидностей минералов и горных пород. Основу экспозиции составляет коллекция лауреата Государственной премии России, заслуженного строителя России и Чувашии Нурияна Андрбаева, переданная в дар музею при его основании. Долгие годы Нуриян Аюпович путешествовал по стране и привозил из разных ее уголков образцы застывшей природы. Гранат, топаз, малахит, агат, лазурит, яшма, сапфир – бесконечный ряд имен камней. Именно имен живых свидетелей истории Земли. Ведь здесь есть кораллы и аммониты, которым более 160 миллионов лет. Есть в музее и оборудованный современной техникой лекционный зал, куда приходят на занятия школьники и студенты.
В нашей культуре нет традиции создавать сады камней. Но кто знает, может, среди слушателей встретится начинающий философ, который, гуляя по музею, за внешним видом камня вдруг постарается разглядеть его суть. И скрытую тайну.
© «TOP STYLE», 7/2010