Город Вольта Медведева
«Призвание помогает освободить в себе человека,
— но надо еще, чтобы человек мог дать волю своему призванию».
Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»
В этом году заслуженному художнику Чувашии Вольту Медведеву исполнилось 70 лет. По случаю юбилея в столице республики состоялась его персональная выставка «Мой город». Большая часть произведений мастера посвящена истории Чебоксар. Вольт Медведев работает в разных жанрах живописи и графики. Он использует все изобразительные возможности масла и темперы, акварели и гуаши, угля и пастели, карандаша и соуса, линогравюры и офорта.
— Вольт Яковлевич, расскажите немного о себе. Где вы родились, учились?
— Родился я в Марийской АССР в поселке Новый Тарьял. Когда мне было шесть лет, мы с мамой переехали в Чебоксары. Здесь я пошел в школу, которая тогда носила имя Максима Горького. Сейчас она называется Кадетская.
— Вы сейчас известный художник. С чего начался ваш путь в искусство?
— Учителем рисования в нашей школе работал Максим Михайлович Михайлов. Он заметил, что я неплохо рисую и стал поручать мне оформлять газеты к разным праздникам, юбилейным датам. Потом привел меня в художественную школу при училище.
— Тогда вы и решили посвятить себя живописи?
— Да. Была такая мысль. После седьмого класса даже хотел поступить в художественное училище. Ничего не сказав Максиму Михайловичу, подал документы и пошел на экзамен. Нужно было сдавать рисунок. Я посмотрел на работы других абитуриентов и успокоился. Они показались мне довольно наивными. Но когда пришел узнавать результат, увидел, что мне поставили «двойку». А мои конкуренты получили «четверки». Я рассказал об этом учителю. Максим Михайлович расстроился, что я заранее его не предупредил, ведь он еще преподавал и в художественном училище. Оказывается, тогда «сверху» пришло указание принимать только колхозников и рабочих. А я был школьником. Максим Михайлович предложил мне попробовать в следующем году, но я обиделся. Сказал: «Все, не буду больше туда поступать!»
— И куда же вы пошли после школы?
— Устроился на электроаппаратный завод. Затем меня забрали в армию, служил в Красноярске. Узнали, что я хорошо рисую, и после сержантской школы направили работать в клуб художником. За год до конца службы я узнал, что в Чувашском педагогическом институте открылся художественно-графический факультет и решил отправить туда документы. Сказал об этом своему замполиту — майору, а он – ни в какую. Не отпущу, говорит. А тогда зима была, подходили очередные выборы. Намечалось много работы по оформлению предвыборного кабинета. Надо было рисовать плакаты. Замполит, чтобы все успеть, заставлял меня работать по ночам. Командир есть командир, приказы не обсуждаются. Но я взбрыкнул. Не буду, говорю, ночами работать. Он мне: «Ты обязан. Я тебя на губу посажу!» «Нет, не обязан», — отвечаю. Майор уже не знал, что делать. «Хочешь, — говорит, — я тебе после выборов отпуск оформлю?» Я не согласился, попросил только отпустить на экзамены, когда придет вызов из института. Замполит наконец сдался.
— И вы поехали сдавать экзамен?
— Не все так просто получилось. Мне действительно пришел вызов из института. Воодушевленный, я побежал и купил билет домой. Буквально через два дня надо было выезжать. Прихожу к замполиту, докладываю, что меня вызывают на экзамены. А он опять: «Не отпущу». «Вы же обещали», — говорю. Нет – и все. Целый день ломался. Потом приходит в клуб и говорит: «Если нарисуешь задник на сцене, поедешь». Сцена большая, работы на неделю. Ладно, говорю. У нас в клубе музыканты были, 13 человек. Мы их называли «чертова дюжина». Я их прошу: «Ребята, спасайте». Они: «Что надо делать?» Я быстро наметил участки, раздал краски и показал, кому какой кусок закрашивать. Музыканты мне за два часа все сделали. Потом я только подправил рисунок кистью. Майор вечером пришел и не поверил своим глазам. Отпустил, скрепя сердце. Отдал только те документы, что нужны для экзаменов. Не сдашь, говорит, вернешься. Но я поступил. Получил специальность учителя рисования, черчения и труда.
— Где работали после окончания института?
— Еще на четвертом курсе с другом Женькой ткнули пальцем в карту: «О, давай в Карелию поедем!» Послали запрос в Министерство образования РСФСР и к концу учебы почти забыли об этом. А нас вызвали к ректору и сообщили, что министерство направляет нас в Петрозаводск. Там я три года проработал учителем. И, конечно, писал картины.
— Наверное, были и выставки?
— Первый раз я выставил свои работы в Петрозаводске. Тогда вообще смешная история приключилась. Должна была состояться выставка, посвященная XXIV съезду КПСС. У меня было три линогравюры. Привез их в выставочную комиссию, вышел председатель – народный художник СССР. Ну, покажите, говорит. Смотрел, смотрел и заключил: «Знаете, надо проще работать, как я. Исправьте». Я расстроился. Как исправить? Ведь, срезанное не вернешь. Надо все начинать заново на новых листах линолеума. Через неделю опять приехал в комиссию с теми же работами. Председатель уже как старому знакомому говорит: «Ну, давайте, посмотрим. О, молодец, поработал, переделал. Теперь намного лучше».
— Когда вы вернулись в Чебоксары?
— Осенью 1971 года. Еще не успел никуда устроиться. Николай Васильевич Овчинников пригласил меня на кафедру изобразительного искусства пединститута, заменить на три месяца одного из преподавателей. Потом работал на ЗЭиМе художником. В 1975 году снова пришел в институт. Тружусь там и по сей день. Теперь это уже университет. Сейчас я доцент кафедры живописи.
— Вы часто участвуете во Всероссийских выставках, были на Международной. Есть немало покупателей ваших картин за рубежом. Какая тематика больше всего привлекает иноземных ценителей вашего творчества?
— В основном русские пейзажи. Покупатели были из Франции, Англии, Германии. Однажды сразу 18 картин приобрели гости из Турции. Среди этих работ есть виды старых Чебоксар. Приглянулись они им.
— Старым Чебоксарам посвящены многие ваши картины. Причем, некоторые из них написаны недавно. Вы используете фотографии?
— Нет. Свои же рисунки. У меня были хорошие преподаватели, научили: увидел что-то интересное – зарисуй. Всегда носил в кармане две-три ручки. Зимой обычно чернила замерзали. Доставал другую и продолжал рисовать. Что-то домысливаю по памяти. Каждая картина – это момент жизни. Например, в работе «Из моего детства» я воскресил то, что когда-то видел маленьким ребенком. Мама уходила на работу, запирала меня в доме, и я целыми днями смотрел в окошко, как гуляли мои сверстники, катались с горки. А моя первая работа о Чебоксарах «Мой город», которую я написал в 1972 году, попала на Всероссийскую выставку.
— По вашим картинам можно проследить историю города, увидеть красоту там, где никто не заметит. Бывает, идешь по улице, смотришь на покосившийся забор и думаешь: вот, весь вид портит. А у вас такой же забор имеет какую-то особую прелесть.
— Просто я люблю свой город. В нем прошла моя жизнь. И я замечал, как он меняется вместе со мной. Один мой знакомый, увидев картину со старой улочкой, сказал: «Я ходил тут каждый день, но никогда не задумывался, что из этого уголка можно что-то создать». Это какое-то внутреннее чувство.
— В ваших работах есть практически все памятные места города. Те, которых уже давно нет. Собираетесь ли вы продолжить своеобразную живописную летопись Чебоксар?
— Конечно. У меня еще есть старые рисунки. Но многие исчезнувшие уголки города я не успел зарисовать, поэтому буду пользоваться и фотографиями – чтобы посмотреть вид и расположение зданий. А сама жизнь на улицах, конечно же, будет зависеть от моих воспоминаний, фантазии и настроения…
© «TOP STYLE», 8/2010