Фолькеркское колесо

«Как много всего на просторах земли,
Мы можем быть счастливы,как короли».
Роберт Льюис Стивенсон

Фолькерское колесо

Фолькеркское колесо (Falkirk Wheel) — гордость Шотландии. Это единственный в мире вращающийся подъемник для судов, выполняющий ту же функцию, что и шлюз: он позволяет кораблям попасть из одного канала в другой, с отличным от первого уровнем воды. Колесо построено в городе Фолькерке и стало символом новаторской инженерной мысли. Оно работает с поразительной эффективностью, поднимая и опуская суда с минимальными энергозатратами. Кроме того, сооружение потрясающе красиво и воспринимается как огромная движущаяся скульптура.

В 1998 году было принято решение запустить «Миллениум Линк» — проект возобновления судоходства по каналам Шотландии. Перед строителями встала сложная с инженерной точки зрения задача: обеспечить возможность перемещения судов из рек Форт и Клайд в Юнион-кэнал в Фолькерке. Перепад высот между этими водными артериями составляет 35 метров. Когда-то для перемещения судов применялась цепочка из 11 шлюзов, демонтированных в 1933 году после прекращения использования каналов. Вместо восстановления старой громоздкой инженерной системы был предложен проект, cсторонники которого пригласили творческую группу — архитекторов и инженеров — разработать более интересный и современный путь решения проблемы судоходства по каналам.

Рассматривались многочисленные варианты — от гигантского «чертова колеса» до поворотных площадок, однако после трехнедельной дискуссии ее участники остановились на принципе подъема-спуска судов. Строительство комплекса началось летом 2000 года, а в мае 2002-го колесо было пущено в эксплуатацию.

Колесо настолько тонко и точно сбалансировано, что потребляет всего 1,5 кВт электроэнергии (столько же требуется дли кипячении воды в двух электрочайниках).

Стальная конструкция состоит из пяти секций, соединенных с помощью 15 тысяч гаек, завинченных вручную.

По замыслу создателей система должна была не только приносить практическую пользу, но и создавать ощущение «театрального действа». С верхнего уровня Юнион-кэнал суда перемещаются по 145-метровому туннелю на акведук длиной 300 метров, который, кажется, выныривает из холмистой местности и укреплен на пяти бетонных столбах.

С борта судна создается впечатление, что акведук висит в воздухе. Только при взгляде снизу понятно, как действует система.

Акведук заканчивается стальной гондолой — способной вместить два судна длиной по 20 метров: входы в нее с обеих сторон закрыты шлюзами. На нижнем уровне другая гондола принимает судно из Форт и Юнион-кэнал. Шлюзы закрываются, и происходит перемещение гондол. Оборот в 180 градусов гондолы совершают за 15 минут. Затем каждое судно следует своим курсом, а гондолы готовы принять новые корабли.

Общий вес перебрасываемых в один прием судов составляет 600 тонн, высота подъема — 24 метра.

Оригинальная машина пользуется огромной популярностью у туристов.

© «TOP STYLE», 10/2011

Оставить комментарий