Романовы и Шотландия

«Воспоминания — это волшебные одежды,
которые от употребления не изнашиваются».
Роберт Льюис Стивенсон

Семья Николая II

Британская и Российская королевские семьи оказались в родственных отношениях благодаря целой череде династических браков, заключенных в XIX веке. Принц Уильям – второй в очереди на наследование британского престола, к свадьбе которого сейчас готовится вся страна, тоже является потомком династии Романовых по отцовской линии.

Начало родственным связям положила женитьба старшего сына королевы Виктории, наследного принца Эдуарда, на датской принцессе Александре. Сестра последней, Дагмара, спустя год была обручена с наследником российского престола цесаревичем Николаем, старшим сыном Александра II.

Когда в 1865 году Николай умер, Дагмара вышла замуж за его брата, великого князя Александра, впоследствии императора Александра III, и, приняв православное крещение, стала Марией.

В апреле 1873-го состоялась помолвка второго сына королевы Виктории, Альфреда, герцога Эдинбургского, с Марией, единственной дочерью российского царя Александра II. Свадьба герцога Эдинбургского и великой княгини Марии прошла в Зимнем дворце в Петербурге в январе 1874 года.

Через двадцать лет, в июле 1893 года, уже цесаревич Николай приехал в Лондон на свадьбу своего двоюродного брата Георга, герцога Йоркского. Кузены были настолько похожи друг на друга, что Николая неоднократно принимали за жениха, и это немало позабавило королеву Викторию.

А через год состоялись помолвка и бракосочетание внучки королевы Виктории принцессы Алекс Гессенской и наследника престола, а затем нового российского императора Николая II.

Необходимо отметить, что Алекс была настоящей любимицей королевы, отчасти оттого, что рано осталась без матери — дочь Виктории умерла от дифтерии в 1878 году, когда маленькой Алекс было всего шесть лет. Виктория пристально следила за воспитанием своей любимицы и часто приглашала Алекс погостить у нее.

Николай мечтал о женитьбе на Алекс, которую искренне и горячо любил долгие годы. Принцесса, хотя и разделяла его чувства, не хотела переходить из протестантской веры в православие. И все же любовь победила — в апреле 1894 года Алекс согласилась на брак. Королева Виктория полностью поддержала такое решение и была очень рада помолвке. Однако со свадьбой пришлось поспешить — Алекс гостила у королевы в Балморале, когда стало известно, что Александр III серьезно болен.

Николай буквально забросал Алекс письмами и телеграммами, умоляя ее присоединиться к нему и поддержать в трудную минуту. Алекс отправилась из Балморала в Крым, в Ливадию, куда прибыла за 10 дней до смерти царя. Когда Александр III скончался, в Ливадию прибыли принц и принцесса Уэльские.

Через неделю после погребения императора Николай и Александра (такое имя Алекс приняла при крещении в православную веру) торжественно бракосочетались в Зимнем дворце. Королева Виктория по совету принца Эдуарда сделала Николаю II свадебный подарок, объявив его главнокомандующим шотландским королевским военным полком Royal Scots Greys. Николай по достоинству оценил щедрость Ее величества и в своем благодарственном письме отметил, что «будет счастлив однажды появиться перед королевой в униформе этого замечательного полка», с которым он имел честь «познакомиться прошлым летом в Алдершоте».

Примерно через два месяца лейтенант-полковник Scots Greys господин Велби вместе с двумя офицерами посетил императора в Петербурге и подарил ему картину, на которой Николай был изображен во главе вверенного ему полка, одетый в униформу Scots Greys. Гостей принимали в Аничковом дворце, и император Николай был одет, как на картине, в форму Greys, которую ему специально сшили для торжественных случаев. «Дядя Берти», принц Уэльский, хотел, чтобы, военная форма сидела идеально, и специально отправил в Россию лондонского портного. Правда, портной, непривычный к метрической системе, запутался в метрах и сантиметрах, и присланная им форма оказалась царю мала. К счастью, русские портные успели подогнать ее по фигуре, и Николай II предстал перед шотландскими гостями во всем великолепии.

Вскоре после коронации, в мае 1896 года, российские император и императрица посетили королеву Викторию в Балморале, чтобы поздравить ее с юбилеем — к тому времени королева уже правила дольше, чем все предыдущие британские монархи. Заодно молодые показали бабушке новорожденную правнучку — великую княгиню Ольгу. Визит планировался исключительно как частный, и Виктория намеревалась устроить небольшой родственный прием. Но принц Эдуард сумел убедить матушку в необходимости торжества на государственном уровне, которое соответствовало статусу императора и императрицы Российской державы.

22 сентября 1896 года императорская семья прибыла в бухту Ферт-оф-Форт на борту новой императорской яхты «Штандарт». Эдинбург встречал высоких гостей залпами королевского салюта из двадцати одного орудия и… проливным дождем. Принц Уэльский вместе с братом Артуром приветствовали царскую семью от имени Британской монархии. Николай II был облачен в униформу Scots Greys. В качестве ответной любезности еще в 1894 году Николай произвел своего дядю Эдуарда в главнокомандующие Киевского драгунского полка, и на принце во время встречи соответственно была драгунская униформа.

Портрет российского императора в мундире полковника Scots Greys

За торжественной встречей последовал небольшой прием в порту Лит, затем гости отправились на поезде в Баллатер, ближайший к Балморалу город. Там высоких гостей встречал знаменитый шотландский полк Black Watch вместе с герцогом и герцогиней Йоркскими. Под перезвон церковных колоколов при свете факелов царский кортеж отправился в Балморал, где желанных гостей с нетерпением ожидала сама Виктория.

Королева уже стояла у дверей, когда подъехала торжественная процессия. Обняв дорогих Ники и Алекс, Виктория провела их в специально отведенные для гостей покои. Наконец, как позднее королева отметила в своем дневнике, внесли «дорогого младенца, удивительно очаровательного ребенка и очень большого для своего возраста».

Двенадцатидневный визит включал поездки в Дантциг Шил и другие живописные местечки, где королева устраивала для гостей пикники и чаепития, охоту на оленей и куропаток, семейные обеды и ужины. Николай и Александра посадили по дереву на память о своем визите в Балморал.

Портрет российского императора в мундире полковника Scots Greys до сих пор занимает самое почетное место в штабе Эдинбургского замка.

© «TOP STYLE», 10/2011

Оставить комментарий