Вариации «Каменной Симфонии»
«Есть такое твердое правило. Встал поутру,
умылся,привел себя в порядок — и сразу же
приведи в порядок свою планету».
Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»
Во все времена архитектура Франции отличалась своеобразием и неповторимой оригинальностью. На территории страны отлично сохранились образцы работы как античных строителей, так и творцов, воздвигавших здания в духе романского стиля, который получил широкое распространение в XI веке.
Начало французской архитектуры — это монументальные сооружения, расположенные рядами и кругами, которые были созданы еще в период раннего неолита. Больше всего их сохрананилось в Бретани. Назначение огромных глыб до сих пор остается загадкой. Возможно, они имели культовый характер или служили для измерения времени.
Около 1000 г. Францию охватил настоящий строительный бум. В это время реставрировали или возводили заново бесчисленное множество церквей — массивных сооружений из камня.
В XI — первой половине XII века были построены величественные романские соборы с внушительными, украшенными скульптурами фасадами и колоннами, массивными стенами с примыкающими галереями. Среди этих необычайно красивых церквей — Сен-Сернен в Тулузе, Нотр-Дам в Клермон-Ферране, Сен-Трофим в Арле и Аббе-оз-Ом в Кане.
В Бургундии, Руссильоне и Лангедоке раньше всего проявились тенденции, достигшие высшей точки в XIIвеке и ставшие характерными для всех художественных ландшафтов Франции. Образцом для подражания при строительстве храмовых сооружений были вторая и третья монастырские церкви в Клюни (Бургундия). Важную роль для распространения информации играл в то время паломнический путь в Сантьяго-де-Компостела (Испания). К этому городу вели разные дороги, вдоль которых строили церкви, известные сейчас как памятники романской архитектуры. Первыми храмами, которые строились с легкими, пронизанными светом стрельчатыми арками, стали около 1140 г. базилик Сен-Дени (усыпальница французских королей неподалеку от Парижа), собор в Сансе и соборы Нотр-Дам в Лане и в Париже.
Первый период развития готического стиля представлен архитектурой собора Парижской Богоматери (Нотр- Дам де Пари, начат в 1163 году, закончен в XIV веке). Сохранились имена нескольких зодчих, которые на протяжении столетий вели строительство: Жан де Шель де Монтрейль, Пьер де Шель и Жан Рави.
Писатель-романтик первой половины XIX века Виктор Гюго, автор романа «Собор Парижской Богоматери», увидел в создании храма историю Парижа и Франции: «Это как бы огромная каменная симфония; колоссальное творение и человека и народа; единое и сложное, подобно «Илиаде» и «Романсеро», которым оно родственно; чудесный результат соединения всех сил целой эпохи…» Новые методы строительства позволяли сделать внутреннее помещение более высоким, а стену — открытой за счет обширных цветных витражей. Свет, идущий через них, придает особую мягкость очертаниям. Классическими произведениями готики являются соборы в Шартре, Реймсе, Амьене. Ансамбль Шартра — один из уникальных памятников, созданных в этом стиле. Строительство его велось интенсивно и спустя три десятка лет, к 1225 году, было в основном завершено. Пространство собора изнутри и снаружи заполняет скульптура. Ансамбль Шартрского собора включает комплекс витражей XII-XIII веков, которые сохранились почти без изменений до наших дней. Магическое сияние цветного стекла раскрывается только «на просвет»: снаружи витражи «слепые», почти бесцветные. Но когда луч солнца пробивается внутрь храма, цвет раскрашенных окон превращается в особый свет. Пример высочайшего мастерства зрелой готики — собор в Реймсе. Строительство храма длилось почти два столетия: началось после пожара в старой романской церкви в 1211 году и продолжалось до 1481-го. Этапы возведения грандиозного здания и имена основных его создателей зафиксировала сложная мозаичная вязь орнамента на полу собора.
Стиль зрелой готики иногда образно называют «лучистым», благодаря широко распространившемуся в то время рисунку окна — розы с радиально расходящимися лепестками. Все соборы этого периода украшены царственно-величавым, изысканно-изящным «лучистым» окном на западном фасаде.
Шедевром «лучистой готики» стала королевская капелла в Париже — Сен Шапель (1240-1248 годы). Она служила местом хранения драгоценной реликвии — вывезенного из Константинополя тернового венца Христа. Он считался символом власти, указывал на избранность тех, кому принадлежал.
На смену высокой готике пришла поздняя, пламенеющая: мотивы ее архитектурного декора напоминали языки огня. Совершенная гармония и пропорции в композиции, скульптурные украшения и искусно выполненные оконные витражи свидетельствуют о достижении высокого уровня технических знаний и художественного мастерства. Памятники готической архитектуры служат красноречивыми доказательствами блеска французской культуры в средние века. Ренессанс, то есть самую значительную за всю историю человечества попытку «возрождения античности», подготовила Италия. Самым знаменитым из гостей по эту сторону Альп был Леонардо да Винчи, приглашенный в 1516 году ко двору Франциском I. Может быть, он был автором проекта замка Шамбор.
С этого времени в архитектурных сооружениях все чаще сказывалось стремление к гармоничным пропорциям, симметрии. Замки постепенно лишались элементов, необходимых для обороны. Величайший триумф замковой архитектуры — ансамбли на берегах Луары и в Иль-де-Франс.
С конца XVII и вплоть до начала XIX века архитектура Франции занимала ведущее место в развитии западноевропейского зодчества. В этот период в градостроительстве страны появились новые стили, которые позже утвердились с некоторыми национальными особенностями и в других государствах континента. В первой половине XVIII века салонная красивость, легкость и непринужденность стали главным законом в стиле рококо, сменившим классику и барокко. Рококо во Франции наиболее ярко выразилось в интерьерах интимного характера, например, гостиных и будуарах. В изящной декоративной разработке стиля устранялось все массивное, строгое и серьезное. В оформлении жилых интерьеров вышли из употребления симметрия и четкость форм. Декоративные детали, например, обрамления стенных панно, становились тонкими, почти хрупкими. Интерьеры украшались всевозможными арабесками, цветами, легкими гирляндами, вошли в моду причудливо изогнутые раковины. Комнаты похожи на драгоценные шкатулки с витиеватой резьбой. Мебель в них изящна и грациозна. Наружный облик даже богатых дворцов того времени был обычно много проще, чем интерьер. Здания имели многоугольную или овальную формы, с характерной легкостью архитектурных деталей и скульптур, украшавших оконные и дверные наличники и фронтоны. В этом стиле построены отели Субиз, Матиньон, Ласе в Париже.
Рококо не суждено было просуществовать во Франции больше нескольких десятилетий, в конце столетия его вновь сменил классицизм. Тяготение к естественности и простоте в архитектуре ознаменовалось возвратом к образцам Королевская капелла в Париже Ансамбли на древнегреческой классики. В интерьерах того времени уже нет помпезной величавости. В классическом стиле построен Малый Трианон в Версальском парке, предназначенный для частной жизни королевской семьи. Это вариант типичного дворянского загородного дворца — с высоким парадным бельэтажем и низким мезонином.
В планировке дворца преобладают прямоугольные формы. Интерьеры Малого Трианона разработаны в переходном стиле, здесь еще присутствует рококо, но в гораздо менее пышном, более спокойном варианте, со сдержанным декором.
В период Французской революции капитальное строительство почти прекратилось и возобновилось только во время консульства Наполеона. Военный характер империи наложил отпечаток на архитектуру и интерьер, сказавшись в жесткости деталей и холодном блеске декора. Это время рождения стиля ампир. Декоративная обработка парадных ампирных интерьеров, как, например, в Бурбонском дворце, отличается от дореволюционных стилей господством прямого угла, контрастом между декоративными деталями —медальонами и барельефами — и гладким фоном стен. В декоре основными мотивами служили военная символика: знамена, оружие, доспехи. Но быстрый подъем капитализма во второй половине XIX века остановил развитие французского ампира.
XIX век — эпоха, когда возникали и перекрещивались многочисленные направления в искусстве. Классицизм, завершенный стилем ампир, сменился историзмом, то есть стремлением к точному воспроизведению духа и формы стилей прошлого. Новаторскими стали попытки использования все новых и новых материалов, в первую очередь железа. Этот принцип достиг кульминации в строительстве Эйфелевой башни (1889 год).
В начале XX века в зодчестве использовались строгая простота и геометрические объемы. Это время господства рационализма и конструктивизма, функционального подхода к строительству. Самым известным архитектором того времени стал Ле Корбюзье (1897-1965).
ХХ век характеризуется новыми веяниями в строительстве. Стали появляться современные здания, которые сильно отличаются от исторических. Это деловой район Дефанс с огромной прямоугольной аркой и небоскребами, Центр Помпиду (Бобур), стеклянная Пирамида во дворе Лувра, новое здание Оперы на площади Бастилии.
Широкомасштабные работы, предпринятые с начала 1980-х годов, отвечают стремлению дать стимул творческому воображению прибывших отовсюду архитекторов. Так, Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду построен по проекту англичанина Роджерса и итальянца Пиано. Бывший вокзал Орсэ, символ железнодорожной архитектуры конца прошлого столетия, был переоборудован в Музей Орсэ для размещения художественных собраний XIX века по плану трех французских и одного итальянского архитектора. В свою очередь, самый знаменитый из парижских музеев Большой Лувр был полностью перестроен американцем Пеем.
Обращают на себя внимание набережные Сены вверх по течению от собора Парижской Богоматери — они теперь окаймлены Институтом арабских стран, сооруженным по проекту Нувеля, и новым комплексом Министерства финансов на набережной Берси, построенным по проекту Шеметова. В глубине просматриваются здание Оперы на площади Бастилии архитектора Отто и четыре башни Национальной библиотеки Франции, сооруженной по проекту Перро и открывшейся для читателей в 1996 году.
Благодаря интенсивной работе современных архитекторов Франция с каждым годом преображается, становится все красивее.
© «TOP STYLE», 8/2010