Великий Восточный храм

«Великое Совершенство поглощает все
наши мелкие несовершенства, а также
разрешает любые наши проблемы и исце-
ляет нас всех до единого».
Харуки Мураками, «Дэнс, дэнс, дэнс»

Великий Восточный храм — Тодайдзи — возводился с 710-го по 784 год по указу императора Сёму. Он замышлялся как главный культовый центр буддизма, который должен был защитить императорский двор в эпоху смут и политических неурядиц, обеспечить мир и спокойствие в государстве.

Строительство храма началось не с возведения стен, а, как ни странно, с сооружения грандиозной статуи Будды Вайрочана (японский Будда «Великое Солнце»). Место было выбрано в Наре. После четырех лет непрерывного труда мастера изготовили статую в шестнадцать метров высотой. Ее перевозили по частям: фигура была так велика, что жители Нары и сейчас говорят: «Можно пройти в ноздрю статуи, не сложив зонта». Отливка заняла еще два года. Во всех концах империи медные рудники поставляли металл, и, говорят, сам император принимал участие в работах.

Наконец мастера отлили, а скульпторы окончили доводку монумента, загладив и без того ниточной толщины зазоры между слоями – кольцами, из которых была составлена статуя. На изготовление Будды пошло более пятисот тонн бронзы, и работа заняла ровно шесть лет.

Сверкающий чистотой и еще не омытым дождем металлом, Будда сидел на холме, скрестив ноги и положив на колени левую руку раскрытой ладонью вверх, что означает исполнение молитв. Правая рука поднята и протянута ладонью вперед. Это жест освобождения от суеты и волнений. Нетрудно вообразить, какое потрясающее впечатление произвел на японцев того времени вознесшийся более чем на 16-метровую высоту гигант, с каким трепетом взирали они на этого колосса. Ведь только лицо Будды было 5 метров от уха до уха, длина его вытянутой ладони составляла 3,7 метра, а средний палец достигал двух метров.

Однако судьба Большого Будды сложилась непросто. Немало неприятностей претерпел он от неуправляемой стихии, а еще больше — от самих людей. Беды его начались в 855 году, когда во время землетрясения у статуи отвалилась голова. Но самое страшное ожидало Большого Будду в конце XII века тогда Тодайдзи сгорел дотла. В пламени погибли свыше 1700 человек, пытавшихся найти убежище на втором ярусе Дайбуцудэн.

Тысячи людей были готовы внести свою лепту в восстановление храма. Нужен был лишь энтузиаст, который взял бы на себя обязанности по сбору средств и организации восстановительных работ. Такой человек нашелся. Им был Тёгэн, настоятель храма Дайгодзи, расположенного в окрестностях Хэйан — тогдашней столицы государства.

Тёгэн приступил к сбору средств на строительство Тодайдзи, и люди несли все, что могли: рис, золотой песок, шелковые ткани. 12 марта 1195 года состоялась церемония открытия восстановленного храма.

370 лет спустя Тодайдзи вновь был разрушен, став, на сей раз, жертвой кровавых междоусобиц, терзавших Японию в XVI веке. 10 октября 1567 года храм полностью сгорел, подожженный ворвавшимися в город самураями. Случилось так, что погиб лишь Тодайдзи, а городские кварталы уцелели. Жители Нары считали, что Большой Будда принял на себя пламя и тем самым спас город. И долго еще возносили они молитвы своему заступнику и покровителю. Однако теперь на восстановление храма потребовалось куда больше времени. Работы были завершены лишь в 1709 году. Строителям не удалось возродить Зал Большого Будды в его прежних размерах. Новое здание имело 57 метров в длину, 50 — в ширину и 49 метров в высоту, что по объему составило примерно 60% от первоначальной постройки. И тем не менее возрожденный Дайбуцудэн был и остается самым большим деревянным строением в мире, а помещенная в нем статуя — одним из самых крупных памятников в истории мировой скульптуры.

Однако Тодайдзи — это не только Дайбуцудэн и установленный в нем Большой Будда, но также целый ряд других зданий со своей историей, оригинальной архитектурой, связанными с ними обрядами.

Сёсоин — единственная в Тодайдзи постройка VIII века, сохранившаяся до наших дней. Расположен позади Дайбуцудэн за высокой оградой в роще криптомерий. Внешне не представляет собой ничего примечательного: простое бревенчатое здание, поднятое на сваях на 3 метра над землей. Однако Сёсоин с самого начала сооружался как хранилище художественных ценностей, и вся постройка отвечает этой функции. Началось все с того, что в 756 году императрица Кокэн пожертвовала часть своих личных вещей Большому Будде, дабы тот услышал ее молитвы за упокой души супруга — императора Сёму. Чтобы хранить дары императрицы, и было сооружено несколько бревенчатых построек на сваях, получивших общее название Сёсоин. Задумка зодчих была проста, как все гениальное. Они исходили из того, что в дождь бревна будут набухать и расширяться, пропуская внутрь лишь минимум влаги, а в сухую погоду между ними, наоборот, образуются широкие щели, позволяя свежему воздуху свободно циркулировать в здании. Такая конструкция превратила Сёсоин в идеальное хранилище, благодаря чему большое количество исторических и культурных ценностей дошло до наших дней практически в первозданном виде. Его экспонаты включают рукописи, предметы буддийского ритуала, музыкальные инструменты, одежду, оружие, произведения прикладного искусства. Сейчас Сёсоин — старейшая музейная коллекция в мире.

…Храм Тодайдзи поднимается над старинным городом, простой и красивый. А возле него можно встретить оленей. Животные бродят по парку, забегая в храмы, и спокойно обгоняют на улицах автомашины. Олени появились в Наре одновременно с великим Буддой и делят с ним первое место среди достопримечательностей города.

© «TOP STYLE», 7/2010

Оставить комментарий