В гармонии с природой
«Настоящий гений — человек, живущий
в том мире, который он сам придумал и построил».
Харуки Мураками, «Страна Чудес без тормозов и Конец Света»
Архитектура Японии — одна из немногих в мире, когда здания вплоть до середины XIX века строились из дерева. Все самые древние деревянные постройки мира (с конца VI века) находятся в Японии. Например, в России они — XV века. Мощнейший импульс развитию архитектуры, как и всей культуры Японии, дало принятие буддизма. Главным ориентиром в строительстве до XIX века был Китай, но японские зодчие всегда превращали заморские образцы в подлинно национальные произведения.
Основной идеей японцев было и остается гармоничное слияние архитектурных сооружений с природой, окружающим пейзажем – так, чтобы они могли взаимно дополнять друг друга. Использование древесины объяснялось рядом причин, одной из которых был жаркий и влажный климат. Дома строились легкие и открытые для воздуха, с приподнятыми над землей полом и крышей. Такое здание было легко собрать и разобрать, оно не разрушалось от подземных толчков, которые часто происходят в Стране восходящего солнца.
Характерная зрительная легкость конструкций, ассиметричность, незамкнутость пространства и связь интерьера с внешней средой берут свое начало из эстетических представлений японцев. Почитая все естественное и обожествляя природу, они даже не окрашивают деревянные части своих построек, потому что такой древесину создали боги и не стоит менять ее цвет.
Древней архитектуре Японии не свойственна грандиозность в виде импозантных сооружений. Принцип, который движет зодчими древности, диаметрально противоположен мастерам Старого Света — человек не должен замечать архитектурных сооружений, выделяя их из природного ландшафта.
О том, как выглядела добуддистская архитектура Японии, можно судить по зданиям двух почитаемых синтоистских святилищ — Исэ и Идзумо. Нынешние постройки воспроизводят выразительные древние формы: бревенчатые срубы стоят на сваях, имеют высокие двускатные крыши с большим навесом и крестообразно торчащими балками. На их формы ориентировались при реставрации большинства синтоистских святилищ Японии в XIX веке. Характерная черта — ворота тори, обозначающие границы священной территории.
Уже в IV-VI веках в Японии начинается возведение грандиозных усыпальниц для местных правителей, которые получили название «кофун». Так, громадная усыпальница императора Нинтоку больше любой из египетских пирамид, а ее площадь составляет 486 метров.
Другими древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские святилища, храмы и монастыри. Ранние культовые сооружения почти лишены окраски и украшений, а вся красота этих аскетичных построек создается за счет цельного неокрашенного дерева.
С дальнейшим развитием в Японии буддизма изменилась и архитектура храмов. Сооружения стали окрашивать в голубой, красный и другие яркие цвета, декорировать металлическими и деревянными ажурными украшениями, а к головным зданиям святилища начали пристраивать крытые помещения для молящихся.
Интересным памятником архитектуры является Храм Ицукусима, построенный на острове Внутреннего Японского моря около Хиросимы. Здание органично сливается с ландшафтом, и во время прилива создается впечатление, что оно как бы плывет по поверхности воды.
Светская архитектура Японии дошла до нас в достаточно поздних образцах. Среди них впечатляют феодальные замки, возводившиеся в основном в эпоху междоусобных войн во второй половине XVI – начале XVII веков. Это живописные многоярусные деревянные сооружения на мощных каменных фундаментах, окруженные низкими стенами и бастионами, а также рвами. Крупнейший из них — Химедзи близ Кобе (1601–1609), представляющий собой комплекс более чем из 80 построек.
Современные японские здания отличаются от предыдущих в большей степени изменением геометрических форм и современными высокотехнологичными материалами, используемыми для их воплощения. Прямоугольники обогащаются окружностями, полукругами и конусами.
Одной из главных достопримечательностей Страны восходящего солнца является панорама Токио. Пожалуй, не найдется ни одного туриста, который не посетил бы смотровую площадку, расположенную в Tocho. С высоты птичьего полета перед восхищенной публикой открывается потрясающий вид — как на ладони предстает ультрасовременный Синдзюку – «район небоскребов». На востоке располагаются традиционные низкие домики, петляют узкие улочки, а на западе доминируют «каменные джунгли». Архитекторы создают необычные по форме, оригинальные небоскребы, которые должны служить для жителей местом, где они, как бы странно это ни звучало, могут ощущать свое слияние с природой. Ведь во многих подобных сооружениях создаются зимние парки, учитывающие все традиции японских садов.
В 1991 году в районе Синдзюку по проекту знаменитого архитектора Тангэ было построено самое высокое в столице страны здание — Токийский муниципалитет (243 метра). Это грандиозное сооружение с двумя 48-этажными башнями напоминает по внешнему виду европейский готический собор. Уникальность всех проектов заключается еще и в том, что все высотные здания возведены с учетом особенностей сейсмичной зоны, где постоянно происходят землетрясения.
Творчество современных зодчих характеризуют четкие формы, строгие пропорции, гармония западного и японского стилей. В результате архитектура Страны восходящего солнца стала значительным явлением мировой культуры.
© «TOP STYLE», 7/2010