Дзюдо
«Главное — не впускать в себя усталость…
Усталость может овладеть твоим телом,
но не самим тобой».
Харуки Мураками, «Страна Чудес без
тормозов и Конец Света»
На татами друзей нет
Имя юной чебоксарской спортсменки Анны Дмитриевой стало известно после ее яркого выступления на кадетском чемпионате мира по дзюдо в Венгрии. Этому триумфу предшествовало несколько побед на российских и международных турнирах. Любители спорта по праву считают ее новой восходящей звездой женского дзюдо. Сегодня Анна – гость нашей редакции.
— Аня, как ты пришла в спорт?
— Я всегда была очень неспокойным ребенком. Еще до года начала ходить и говорить. В доме все углы лбом пересчитала. На улице всегда дралась с мальчишками. Папа решил, что мне надо куда-то направить свою энергию, и установил в квартире турник. Это было мое первоеприобщение к спорту.
Когда я училась в третьем классе, к нам на урок физкультуры пришел тренер по дзюдо. Он рассказал о секции, о занятиях. Я стояла самая маленькая в конце строя, и мне все это было не очень-то и интересно. Но потом подружка уговорила пойти на тренировки. И вдруг у меня все сразу стало получаться — и гимнастика, и бро-
ски. Понравилось, и я осталась. Правда, занятия отнимали много сил и времени, а мне тогда исполнилось всего 9 лет.
— Не было желания бросить?
— Да, хотелось, лет в 14. Я видела своих одноклассников, которые после занятий шли гулять. Им было весело, а мне приходилось тренироваться. Но мама убедила меня продолжать занятия. Она хорошо знала моих тренеров — Станислава Кузьмина, Сергея Емельянова. Они рассказывали маме о моих перспективах, способностях, — поэтому она и настояла. Я продолжила занятия и не жалею об этом.
— Трудно далась победа на чемпионате мира?
— Было сложно психологически. Нехороший какой-то осадок остался после международного
турнира в Берлине. Я тогда боролась с австрийкой. Делала броски, она падала, но очки мне не давали. Соперница была уже вообще никакая. Но она — из соседней с Германией страны. А нас, русских, немного зажимали. И вот за две секунды до конца поединка я упала, получила маленькую оценку. После этого чисто психологически перед схватками стало как-то неуютно. Правда, к чемпионату мира удалось собраться. Немного волновалась, конечно, не без этого. Но вышла на борьбу с хорошим настроем. По-
бедила в схватках со спортсменками Румынии, Сербии, Бельгии. За выход в финал соревновалась с японкой. В конце схватки проиграла в тактике. Но мне не стыдно. Считаю, что хорошо держалась с такой соперницей, ведь японская школа дзюдо достаточно сильная. Последнюю схватку за третье место со спортсменкой из Канады я уверенно выиграла. В итоге — бронзовая медаль.
— Значит, ты знаешь о японской школе дзюдо не понаслышке?
— В ноябре прошлого года мы две недели были в Японии на сборах. Они проходили на базе Токайского университета. Без адаптации, на следующий же день после прибытия, мы начали тренировки и схватки с японскими спортсменками. Нам было по шестнадцать лет. А самой младшей в японской команде — 19. И в весе
они нас превосходили. В Японии весовая категория не имеет значения. Хоть 60, хоть 100 килограммов — если выпала схватка, надо драться. Спортсменки очень сильные. Тренируются по три часа ежедневно, проводят до двадцати схваток по шесть минут. Дома, например, у нас на день борьбы приходится пять схваток по четыре
минуты.
Нам пришлось нелегко. Мы строились командой. К нам подбегали японки и вызывали на бой. Я сначала не знала, что, посмотрев в глаза спортсменке, я уже соглашаюсь биться с ней. Так у них принято. В результате меня вызвали на две схватки. Потом уже решила схитрить и не поднимать глаз. Стою, чувствую, японка мечется перед нами — никто на нее не смотрит. Я не выдержала, подняла голову — и пришлось биться. Поймать ответный взгляд — значит, получить согласие.
Тренировки были сложные. Мы выкладывались по полной. У них очень жесткая борьба. Мы делаем бросок — нам возвращаются два. Японки буквально «выносили» нас. Я случайно одной девочке дала в глаз. Извинилась. Она на это не обратила внимания. Потом так набила мне лицо, когда нападала, что оно было у меня, как груша. Очень скоро мы тоже стали жестко бороться.Такие сборы тренируют выносливость.
— Значит, встретились с сильным противником?
— Да, спортсменки у них сильные. Но нам еще повезло. Токайский университет в командных соревнованиях в Японии занял только пятое место. Думаю, что с победителями нам бы пришлось совсем туго. Зато мы многому научились, узнали систему тренировок спортсменов с родины дзюдо. Русские, когда тренируются, относятся к сопернику бережно, придерживают его при бросках. Японки же буквально впечатывают противника в пол. Правильно говорят, что на татами друзей нет. Борьба есть борьба.
— А чем ты занимаешься в свободное время?
Если, конечно, оно у тебя есть…
— Бывает, по воскресеньям. Чаще всего с подружкой ходим гулять, в кино, иногда в клуб. Но ведь дома, в Чебоксарах, мы бываем редко, максимум две недели. Постоянно в разъездах. Тренировки, сборы, соревнования… В марте участвую в первенстве России среди юниоров.
— А молодой человек у тебя есть?
— Есть те, кто мне симпатичен. Но серьезных отношений пока ни с кем нет. Во-первых, некогда. Во-вторых, какому парню понравится, что его девушка постоянно в разъездах?
— Какая черта тебе неприятна в людях?
— Двуличие, лицемерие. Люблю открытых людей.
P.S. Когда верстался номер, Анна Дмитриева одержала победу на первенстве России по дзюдо в весовой категории 48 кг. Ее копилку пополнила очередная золотая медаль.
© «TOP STYLE», 7/2010