Обучение в Швейцарии

«Моя философия в том, что на белом свете
существует огромное — а точнее, бесконечное
число возможностей. И выбор этих возможностей
в значительной степени предоставлен людям, населяющим этот мир».
Харуки Мураками, «Страна чудес без тормозов и конец света»

Отдых в Швейцарии

Зима позади, скоро наступит лето. А значит, пора подумать о том, как правильно организовать каникулы своим детям. Бесспорно, можно отлично провести время и дома перед телевизором, и на даче с бабушкой. Но ведь задача заботливых родителей сделать отдых не только увлекательным, незабываемым, но и полезным. Например, помочь ребенку выучить иностранный язык. А где это можно сделать лучше, как не за границей? Национальные системы образования разнообразны и сложны, разобраться в их специфике очень сложно. С помощью консалтинговой компании Medelle мы расскажем о том, какие возможности в этой области предоставляет Швейцария.

Твори, выдумывай, пробуй!

Маленькая горная страна знаменита не только своими банками, часами и шоколадом, но и системой образования. Вобрав в себя и переработав все лучшее из традиционных англо-американской, французской и немецкой школ, Швейцария стала родиной новаторской педагогики. Частные школы, колледжи и университеты этой страны известны благодаря новейшим методикам и техническим средствам обучения, органично сочетающимся с классическими представлениями о роли и формах образования в современном мире. Вот уже более века учебные заведения, предлагающие индивидуальные, передовые и отвечающие лучшим мировым стандартам образовательные программы, являются одними из лучших в мире.

Система обучения и воспитания в стране нацелена на развитие самомотивации учеников, личной заинтересованности в успехе. Известный швейцарский педагог Иоганн Песталоцци писал: «Образование — священный процесс, в который должны быть вовлечены голова, душа и руки человека». Этот принцип и лег в основу национальной педагогической школы. Образование в Швейцарии базируется на учениях Марии Монтессори, Жана Пиаже и Рудольфа Штайнера. Эти разные системы объединяют несколько важнейших основополагающих принципов. А именно: главной целью признается развитие индивидуальности каждого ребенка и пробуждение в нем интереса к творческому познанию окружающего мира. Дети здесь учатся свободно, без принуждения и критики, с минимальным внешним вмешательством. Такая педагогика сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого ребенка. Ученики могут выбирать свой темп обучения, интересующие их дисциплины. Самостоятельность подкрепляется заданиями из практической жизни. Педагог играет роль помощника, ребенок учится по принципу «Помоги мне сделать это самому».

Путешествие по ШвейцарииГлавная цель национальной школы — формирование всесторонне развитой личности: ответственной, счастливой и образованной. В местных учебных заведениях царит доброжелательная семейная обстановка. Согласитесь: разве это не то, что родители желают своим детям? Только такой подход способствует росту внутренней мотивации к обучению, развитию самостоятельности, дает хорошие навыки общения и укрепляет внутреннюю дисциплину.

Интересно, что реформаторская педагогика никогда не уживалась с тоталитарными режимами. Ведь диктаторам не нужны ответственные, независимые и самостоятельно мыслящие личности. Швейцария же для воспитания такого человека — идеальное место. Дети, учившиеся в этой стране, готовы трудиться не потому, что их что-то или кто-то заставляет, а потому что они сами заинтересованы в результатах. Ведь хорош не тот педагог, который вдалбливает нужную информацию, а тот, кто учит искать эту информацию самостоятельно. Именно поэтому даже те ребята, которые приехали в Швейцарию в возрасте 14 лет, быстро меняют свое отношение к учебе, становятся ответственными и самостоятельными. Недаром один из величайших гениев человечества, Альберт Эйнштейн сказал: «Образование – это то, что останется, когда забудется все, чему тебя учили».

Немного истории

Альберт Эйнштейн имеет самое непосредственное отношение к швейцарскому образованию. Быть может, не окажись он в этой стране, мир так никогда не узнал бы ни теории относительности, ни других его замечательных открытий. Альберт Эйнштейн родился в 1879 году в Германии. Мальчик рос замкнутым и необщительным, не демонстрируя каких-либо значительных успехов в школе. Учителя критиковали Эйнштейна за медлительность и плохую успеваемость. А юному гению просто многое не нравилось в гимназии — механическое заучивание материала, авторитарное отношение учителей к ученикам. «Почему, когда смотришь на небо, кажется, будто звезды мигают?» — спрашивал Альберт учителя. «Вам задали урок, его и учите, а про звезды там не говорится», — отвечал тот рассерженно. В конце концов, мальчика исключили из гимназии с напутствующими словами директора: «Вряд ли с такими успехами вам удастся сделать что-то путное в жизни…»
А через год Эйнштейн переехал в Цюрих и решил поступить в знаменитую Политехническую Школу. Блестяще сдав вступительные экзамены по математике, физике и химии, он, однако, с треском провалился по другим предметам. В итоге ректор посоветовал ему год поучиться в лучшей в стране гимназии в Аарау. Молодому Эйнштейну пришлось снова сесть за школьную парту.

Швейцарская гимназия оказалась совсем не похожа на немецкую. Учителя ценили шутки и вместе с учениками увлеченно ставили опыты по физике и химии. По признанию самого ученого, это был самый счастливый период в жизни, «незабываемый оазис в том оазисе, каким Швейцария является для Европы». Выпускные экзамены он сдал вполне успешно (кроме французского языка), что дало право продолжить учебу в Политехнической школе Цюриха. Стиль и методика преподавания в этом университете существенно отличались от закостеневшей и авторитарной прусской школы, поэтому дальнейшее обучение давалось юноше легко. Эйнштейн окончил университет с высоким баллом и поселился в Берне. Спокойная работа и размеренный образ жизни оставляли время для размышлений. Вот он и решился однажды написать статью, где с помощью математических формул объяснил многие загадки Вселенной. Как ни странно, материал никому не известного автора напечатали, а вскоре Эйнштейн опубликовал еще одну работу, перевернувшую весь научный мир. Молодой ученый создал Теорию Относительности. А ведь не окажись молодой Альберт Эйнштейн в Швейцарии, всего этого могло и не быть…

Каникулы в стране полиглотов

«Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость». Можно без преувеличения сказать, что это изречение Аврелия Августина стало основой для прославленной швейцарской лингвистической школы.

Обучение в ШвейцарииШвейцария – страна полиглотов. Каждый уважающий себя ее житель говорит как минимум на трех языках. В этой маленькой стране признаны государственными сразу четыре языка: немецкий, французский, итальянский и ретро-романский. В Швейцарии живут и работают много иностранцев, поэтому там популярен английский. В школах обязательно изучение двух родных и одного иностранного языка. В стране можно изучать не только немецкий, французский, итальянский или английский, но и испанский, арабский, китайский. Швейцария по праву гордится своими лингвистическими школами, насчитывающими не одно столетие. Эти учебные заведения привлекают огромное количество желающих повысить свой уровень владения иностранным языком. Языковая практика, интеграция в западную культуру, возможность наладить дружеские контакты с выходцами из других стран детям обеспечены. Главное — не ошибиться с выбором программы. Ведь их великое множество.

Детский лагерьМеждународные детские лагеря — наиболее известная в стране форма летнего отдыха подростков. Они формируются на базе частных школ, в них отдыхают и учатся ребята с 8 до 18 лет. В первой половине дня проходят занятия по одному или двум иностранным языкам. Обучение проводится комплексно: в первый день по прибытии в лагерь детей тестируют по уровню владения языком и разбивают на группы (в каждой — 10 человек максимум). По окончании курса – опять тестирование для определения эффективности обучения. Обратите внимание, далеко не все лагеря проводят официальные экзамены на получение международного сертификата об уровне владения иностранным. А для российских ребят это очень важно: ведь из-за разницы в продолжительности среднего образования отечественные аттестаты зрелости в Европе не признаются, даже несмотря на вступление России в Болонское пространство. Поэтому даже выпускники спецшкол для поступления в любой западный вуз или работы в иностранной компании должны подтвердить знание языка, сдав экзамен в сертифицированном центре. В Швейцарии существуют программы подготовки к ним.

Настольный теннисЖизнь в международном лагере отнюдь не ограничивается занятиями языком. Детям предлагают увлекательную спортивную программу. Они катаются на велосипедах, плавают в бассейне, совершают восхождения на горные вершины, играют в гольф и теннис. С июня до сентября ребят ждут пляжи на берегах озер, где можно овладеть искусством парусного спорта, покататься на водных лыжах, виндсерфинге. Существует и множество других видов активного отдыха, способных доставить детям много радости — от сплавов по рекам на плотах, походах на каноэ и яхтах — до верховой езды, полетов на дельтаплане и прыжков с парашютом. Как правило, в лагере программа составляется ежедневно, поэтому каждый новый день не похож на предыдущий. По выходным организуются экскурсии – в другой город или даже страну. В таких лагерях ребятам точно скучать не придется.

Проживание организовано в комфортных резиденциях, комнаты на два-три человека со всеми удобствами. Вообще, по уровню комфорта лагеря в Швейцарии выгодно отличаются от британских или ирландских. По этой причине сюда можно без страха отправлять самых маленьких, кто еще ни разу не был далеко от дома. На территории лагерей, расположенных обычно вдали от городского шума, есть спортивные площадки, бассейн, работают клубы по интересам. Гарантируется разнообразное трех-, пятиразовое питание. И все это под присмотром профессионалов – учителей, тренеров и медицинских сестер. Родители могут быть спокойны – их чад вовремя поднимут, накормят, усадят за уроки, развлекут. Добавьте к этому чистый воздух, красивую природу, благоприятный климат – и получится, что лучшего места для ребенка не сыскать.

Для юношей и девушек после 18 лет работают Международные молодежные лагеря, которые совмещают отдых с академическими учебными программами. Например, можно выбрать курс лекций по архитектуре в сочетании с практическими занятиями живописью, скульптурой, моделированием или компьютерной графикой. Такая программа предполагает посещение Парижа или Рима — почти до каждой европейской столицы из Швейцарии рукой подать.

Желающие подучить политологию, журналистику, экономику и финансы, гостиничный или ресторанный бизнес, ликвидировать пробелы в иностранных языках или сдать экзамены на получение международных сертификатов легко найдут подходящие учебные курсы, которые будут сочетаться с активными занятиями спортом. Кстати, после окончания таких программ зачисляются даже кредиты, учитываемые любым вузом, работающим по Болонской системе.

Для ребят, увлеченных каким-то делом, компания Medelle предлагает тематические лагеря. Их программы специализированы: либо это яхтенный спорт и поход по Средиземному морю на учебном судне, либо захватывающая дух экспедиция по опасным тропам, либо сплав по горной реке на каноэ, либо паркур по сложнейшей местности. Все это, конечно, под присмотром опытных инструкторов. Тематические лагеря организованы не только для ребят, увлеченных экстремальными видами спорта, но и для тех, кто любит искусство или живопись, кулинарию и этикет, танцы и театральное мастерство, скульптуру и графику, компьютерные фотолаборатории. Если же ребенок серьезно занимается спортом, и вы хотите, чтобы он хорошо отдохнул на природе, не теряя формы, можно отправить его в спортивный лагерь.

ЛанчФермерский лагерь рассчитан на ребят в возрасте от 5 до 11 лет. Дети живут в самой настоящей швейцарской деревне. В лагере всего 10 ребят, как правило, все они жители соседних областей. Дети проводят весь день на свежем воздухе, активно занимаются фермерским хозяйством. Как в большой семье, у каждого есть свои обязанности. После пребывания в таком лагере городские дети будут хорошо знать, откуда берется молоко, как доить коров и ухаживать за лошадьми. Свежее масло и парное молоко, здоровый образ жизни и полезный труд, веселые игры и спорт – все это ждет ваших детей в таком лагере.

Не стоит забывать, что все существующие программы дают прекрасную возможность преодолеть языковой барьер, обеспечивают хорошую разговорную практику. Здесь происходит полное погружение в языковую среду.

Еще один способ проведения летних каникул — обучение языку с проживанием в семье — не слишком популярен среди россиян, хотя европейцы и американцы предпочитают именно его. В самой Швейцарии это тоже принято. Обычная практика местных жителей — отправлять свое чадо в разные регионы страны для разговорной практики и совершенствования уровня владения другим языком. Поэтому дети франкоязычных кантонов проводят лето в немецкоязычной части страны, и наоборот.

Размещение в семьях местных жителей имеет два неоспоримых преимущества. Во-первых, быстрее проходит процесс интеграции в языковую среду. Во-вторых, это дешевле. Семьи для размещения тщательно отбирают местные муниципалитеты. Как правило, там есть дети-ровесники, так что вашему чаду скучно не будет. В первой половине дня ребенок занимается изучением языка (до семи уроков) в лингвистической школе, во второй — живет так же, как местные дети: играет в футбол, теннис, баскетбол, волейбол, ездит на велосипеде, совершает экскурсии в другие регионы Швейцарии и за ее пределы. В принципе такой вариант проживания возможен для ребят любого возраста, но наиболее оптимален для подростков 12-18 лет.

Летняя образовательная программа «Повторение школьной программы» разработана для ребят с 12 до 15 лет (до 9-го класса российской школы). В течение как минимум трех недель дети повторяют пройденный за год материал по стандартам швейцарской образовательной программы (французский или немецкий, английский, математика). Эта программа идеальна для тех, кто хочет продолжить образование в Швейцарии или получить двойной аттестат зрелости (и российский, и европейский, дающий право прямого зачисления в западные вузы). По результатам обучения преподаватели ставят оценки, составляют рекомендации.

Сплавляться по рекамЛетняя образовательная программа «Двойной аттестат зрелости» разработана для подростков в возрасте от 15 до 19 лет и рассчитана на три года (три раза по два месяца). Ее цель – подготовка к сдаче экзаменов на получение диплома о полном среднем образовании федерального стандарта Швейцарии или Франции, который допускает зачисление в любой франкоязычный университет (при условии дополнительного экзамена по английскому или немецкому языку – в любой вуз мира). Преподавание проходит на французском или немецком. В течение двух летних месяцев ребята проходят программу соответствующего класса швейцарской школы по специальной интенсивной методике. В результате они получат два аттестата – российский и швейцарский. Для этой программы необходимо обязательное среднее образование (9 классов российской школы), средний уровень владения французским (немецким) языком, минимальное знание английского.

Немного истории

В дореволюционной России было много учителей из Швейцарии. Педагогов именно из этой страны предпочитали даже представители царской фамилии. Фредерик Сезар де Лагарп был наставником императора Александра I, Пьер Жильяр воспитывал и обучал французскому языку детей Николая II. Знаменитый учитель, друг Петра I Франц Лефорт — тоже швейцарский подданный. Гувернанткой Владимира Набокова была Сесиль Миотон, приехавшая в Россию из Лозанны.

Лучший ресторатор российской столицы Иоганн Излер был родом из Швейцарии, так же как и знаменитый мастер-часовщик Павел Буре. Даже российская армия не обошлась без граждан этой маленькой страны – инициатором создания Академии Генерального штаба был генерал Антуан Жомини. Франц Бирбаум занимал должность главного художника фирмы Фаберже, а профессор из Женевы Франц Гаттенбергер возглавлял Императорский фарфоровый завод. Российская наука развивалась при активном участии известных швейцарских ученых, математиков, механиков и астрономов — Леонарда Эйлера, Николая Фуса, Якоба Бернулли, ботаников-систематиков Регелей.

Можно даже предположить, что без Швейцарии не было бы и Санкт-Петербурга. Ведь идея его основания принадлежит Лефорту, а существующий архитектурный облик – дело рук Доменико Трезини, ставшим в России Андреем Екимовичем Трезиным. Именно он автор величественной крепости с собором апостолов Петра и Павла, Александро-Невского монастыря, здания Двенадцати коллегий, Летнего и Зимнего дворцов царя Петра I, не говоря о множестве жилых домов.

P.S. MEDELLE – швейцарская компания, занимающаяся профессиональным консалтингом в сфере международного образования. Центральный офис компании расположен в городе Монтре (Швейцария). Деловые партнеры MEDELLE – ассоциация частных школ Швейцарии, государственная ассоциация SEG (Swiss Education Group), занимающаяся популяризацией среднего и высшего образования Швейцарии, Центральный Университетский офис, а также администрации и ректораты лучших учебных заведений других стран. MEDELLE давно и плодотворно работает с российскими клиентами. Для их удобства в 2008 году было открыто представительство в Москве. Приоритетным направлением деятельности образовательного центра является стратегическое планирование образовательного процесса от детского сада до программ МВА. Специалисты MEDELLE не только оказывают помощь в подборе учебного заведения, академической программы, консультируют относительно международных рейтингов, степени востребованности выпускников на мировом рынке труда, но и контролируют процесс обучения, в случае необходимости вносят коррективы в индивидуальный учебный план каждого своего клиента. Основной акцент в работе MEDELLE делает на эффективности той или иной учебной программы, чтобы она максимально отвечала потребностям клиента. Лозунг компании: ничего не должно быть бесцельным, любая программа должна быть тесно увязана с индивидуальным планом образования.

Швейцарские часы

© «TOP STYLE», 7/2010

Оставить комментарий